КАРТОЧНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ. ДА ИЛИ НЕТ?

С детства помню, как с братьями резались в «Дурака» и «Тянули душу». Могли часами играть, не замечая ничего вокруг. Шумно. Весело. Азартно.

Почему я вдруг вспомнила про карты?

На днях, зайдя домой, увидела, как дедушка играет в карты с внуками. Крики, смех, визг. Увидев меня, бабушка быстро всех разогнала и сказала, что детям в карты играть нельзя и вообще это не прилично. Я сильно удивилась и напомнила, что их прадед Михаил Михайлович Соломатов постоянно играл с правнуками в карты, и никто не пугался. На что получила ответ: «Ну, это же Михал Михалыч. Ему можно было».

Мне стало интересно, на самом деле, можно играть с детьми в карты или это и, правда, плохо?

Аргументы за колоду карт:

– колоду карт легко взять с собой в дорогу, на пикник, в гости. Они компактные и легко могут поместиться даже в дамской сумочке;

– правила у большинства карточных игр очень просты, их легко быстро объяснить и начать играть;

– могут играть как два человека, так и десять, количество игроков не ограничено;

– с одной колоды карт – множество игр, а не один вариант;

– помогают ребенку понять в форме игры что такое «больше – меньше», запомнить цифры от 1 до 10, развивает логику, начальные навыки сложения и т.д.;

– веселое времяпрепровождение;

– возраст игроков от 5 и до бесконечности. Хотя малыши просто могут перебирать яркие карточки, что влияет на моторику и тоже способствует развитию;

– подходят как для тихого семейного вечера, так и для шумной веселой компании.

Аргументы против карт:

– это неприлично (общественное мнение);

– больше аргументов против карт у меня нет.

МНЕНИЕ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА.

Педагог-психолог, гештальт-консультант – Елена Зинова

Игра в карты, по сути, та же настольная игра с определенными правилами. В культуре разных народов мира существуют специально разработанные карты для детей, как и в России (в Болгарии я, например, очень часто встречала игру «UNO»). Поэтому особых противопоказаний у нее нет, однако важен подход взрослого к тому, какие игры вы выбираете. Ведь если вдуматься, то проигравший становится «дураком» в одноименной игре, и тогда довольно сложно формировать умение проигрывать (проигрыш сам по себе неприятен, а здесь еще и обидным словом называется). Тогда взрослому стоит подобрать достаточно убедительные аргументы для объяснения того, почему ребенок в игре становится «дураком», если в жизни произносить это слово возбраняется (очень смахивает на двойные стандарты, вызывающие формирование невротической личности, эмоциональной и психической нестабильности и т.д.). Или при игре в «Пьяницу» у любого здорового, любознательного ребенка возникнет закономерный вопрос – кто такой пьяница, почему он стал таким. Использование такого рода слов и понятий может вызвать интерес к неприглядной стороне жизни, от которой родители, как правило, стараются уберечь детей. И тогда взрослому человеку нужно понимать для чего он привносит это в свои отношения с ребенком и каким может быть результат.

И второй немаловажный аспект – как эти карты применять. Можно учить ребенка просчитывать его действия и действия соперников на несколько ходов вперед (есть определенное сходство с шахматами, развивается стратегическое мышление, умение учитывать имеющуюся информацию, анализировать ее, контролировать свое эмоциональное состояние и т.д.), можно научить его фокусам с картами. А можно научить играть в «дурака» на деньги или показать шулерские приемы. Только от вашей взрослой позиции зависит, чему вы научите ребенка.

Существует ряд вполне безобидных карточных игр («Бабочка», «Баранья голова», «Верю-не-верю» и т.д.). Правила в них упрощены, и содержание вполне доступно пониманию детей. Я бы рекомендовала использовать их с детьми до начала подросткового возраста (сейчас этот возраст варьируется от 10 до 13-14 лет, все довольно индивидуально).

Важно: если ваш ребенок играет в карты и ему предлагают это делать на деньги (следствие — карточные долги) или на желание в компании сверстников или более взрослых подростков (следствие – угроза для жизни и здоровья) – научите его отказываться сразу.

 

Игры, в которые мы играли в детстве и их правила

Игра «Тянуть душу»

Количество участников: от 2-х игроков

Цель игры: собрать все карты в свою колоду

Правила: Колода полностью раздается всем участникам игры. Все одновременно выкладывают по одной карте. У кого оказалась карта большего достоинства – забирает все выложенные на стол.

Если карты оказались одинакового достоинства – разыгрывается спор. На свои карты каждый участник выкладывает еще по одной, изображением вниз. Сверху кладется еще по одной карте — изображением вверх. Тот, у которого карта оказалась большего значения, забирает все.

Игрок, оставшийся без карт – вылетает из игры. Выигрывает участник, собравший все карты в свою колоду.

 

Игра «Пьяница»

Количество участников: от 2-х игроков

Цель игры: первым избавиться от всех карт

Правила: Колода раздается всем участникам по 7 карт. Остальные карты кладут на середину стола рубашками вверх. В этом варианте игры участникам разрешается смотреть свои карты. Первый игрок кладёт карту рубашкой вниз. Задача следующего положить на неё карту такого же достоинства или масти. Если нет такой карты – берет из колоды один раз. Не вытянул нужную карту – пропускает ход. В игру вступает следующий игрок и так по кругу, пока первый счастливчик не избавится от всех своих карт.

 

Игра «Сумасшедшие восьмерки»

Количество участников: от 2-х игроков

Цель игры: избавиться от всех карт или набрать минимальное количество баллов

Правила: Эта игра похожа на предыдущую. Но, есть два отличия: «восьмерка» может заменять любую карту из колоды, назначать следующую масть по желанию игрока и ведется счет. Очки начисляются следующим образом: восьмерка — 50 баллов, король, дама и валет – по 10 баллов, туз — 1 балл, остальные карты — по своему номиналу. Если колода закончилась до окончания игры – то каждый игрок получает очки за свои карты. Победителем становится тот, кто набрал наименьшее количество баллов.

 

Игра «Дурак»

Количество участников: от 2-х игроков

Цель игры: избавиться от всех карт, последний игрок остается «в дураках».

Правила: Колода раздается всем участникам по 6 карт. Следующая карта открывается и становится «козырной» для всей масти. Остальная колода кладется сверху рубашкой вверх, чтобы видно было «козырь».

Первым ходит игрок с младшим «козырем». Дальше ходят «из-под дурака». Участники выкладывают по одной, либо несколько карт одного достоинства. Отбивающийся должен «побить» карты той же мастью большего достоинства или «козырем». «Козырь» можно побить только «козырем» большего достоинства. Если игрок отбился, к нему переходит следующий ход. Все игроки добирают карты из колоды до шести, начиная с игрока, который ходил. Если игрок не отбился, то он забирает все карты со стола и ход переходит следующему.

Если играют больше 4-х человек, то можно играть 2х2 или 3х3, когда игроки, сидящие через одного, являются партнерами и не ходят друг под друга.

Ещё существует подкидной и переводной «дурак». В первом случае игроки, которые не ходят, могут подкидывать карты «бьющему» того же достоинства, что лежат на столе. Во втором – отбивающийся игрок может перевести карты на следующего положив карту того же достоинства, которой сходили на него.

 

Выводы:

– играть с детьми в карты можно

– главное правильно выбрать сами игры

– исключить игры с обидными элементами, чтобы не травмировать детскую психику («Дурак») или переименовать («Пьяницу» в «Поросенка»)

– не играть с детьми на деньги и желания

– объяснить детям, что играть на деньги нельзя и научить отказывать от таких предложений

 

Пы.Сы.

Сказочные и литературные герои тоже играют в карты. Например, карточная игра упоминается в сказке С.Я. Маршака «Кошкин дом»

« – Ты с ума сошла, коза,

Бьешь десяткою туза!

– Что ворчишь ты, бестолковый,

Бью десяткою бубновой.

Бубны козыри у нас.

– Бубны были в прошлый раз!

А теперь наш козырь – крести!

– Пропади ты с ними вместе!»

 

Ещё на ум приходит «Пиковая дама» А.С.Пушкина и «Маскарад» М.Ю.Лермонтова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.